Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты
На главную страницу

 

Содержание

Реестр фирм

О журнале

Ссылки

Архив

Выставки

Пишите нам

Автомобильный фотокаталог "Лучший Выбор"
Бесплатная газета для автомобилистов "Автовитрина"

  № 05 (35) МАЙ 2000 г.

ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ  

 «Пятерочка» - западный формат на петербургском рынке

Открытие в январе 1999 года первого магазина “Пятерочка” было воспринято как основание сети социальных магазинов для малообеспеченных слоев населения. Даже профессионалы торговли не сразу поняли, что речь идет в первую очередь о внедрении на петербургском рынке новой технологии магазиностроения - организации розничной торговли по принципу дискаунтера.

Суть концепции дискаунтера, которую на Западе в начале 50-х разработала немецкая корпорация ALDI, можно свести к трем составляющим: оптимизированные система управления, схема закупок и система розничных продаж. С одной стороны, это упрощенная система управления: число уровней управления сетью ограничено. Крупные партии товара при меньшем ассортименте, чем в супермаркете, позволяют снижать стоимость закупок. Предпродажная подготовка товара минимальна, а работа торгового зала обеспечивается небольшим числом персонала.

Развитию сети магазинов “Пятерочка” предшествовало изучение немецкого опыта - благо немцы весьма преуспели в создании сетей магазинов-дискаунтеров. Достаточно вспомнить, например, что ведущая сеть Германии - ALDI - имеет 2950 магазинов, концерн TENGELMANN - 2615, корпорации REWE и LIDI & SCHWARTZ - 2317 и 1650 соответственно.

Сегодняшняя “Пятерочка” - это 23 магазина в Петербурге и ближайших пригородах. Компания “Агроторг”, реализующая программу развития сети, планирует довести количество магазинов до 50 к 2001 году, открывая по 2-3 магазина в месяц. Общий объем инвестиций, запланированный на осуществление проекта, составляет 16 млн долларов. Среди инвесторов - ряд немецких и голландских компаний, а также российские банки. В ноябре 1999 года, после открытия 20-го магазина, компания преодолела точку безубыточности.

Магазины “Пятерочки” оформлены в едином стиле в рамках эстетики минимализма. Пространство торгового зала организовано предельно просто и функционально. Здесь не найдешь никаких изысков дизайна - равно как и никаких средств искусственного стимулирования продаж. Товар, согласно концепции, продает себя сам. Не случайно основной лозунг “Пятерочки” - “Получи удовольствие от цен на продовольствие”. Товар приобретается только расфасованный. Значительная его часть размещается на стеллажах или прямо на полу в ящиках - таким образом, подготовка товара к продаже минимальна.

- Холодильное оборудование в наших магазинах представлено горками, холодильными и морозильными ваннами, - рассказывает директор отдела комплектации оборудования Евгений СОСНИН. - При оснащении первых магазинов “Пятерочки” мы брали холод, бывший в употреблении: NORPE, UPO и другие марки. Однако запас “прочности” этого оборудования себя не оправдал. Требовалось обеспечить бесперебойную работу при удельном товарообороте на единицу площади во много раз выше, чем в традиционном магазине. На следующем этапе мы обратились к маркам LINDE (среднетемпературные ванны), FRAMEC (низкотемпературные ванны) и JBG (горки). Два последних магазина оснащаются холодом LINDE и ARNEG. Все оборудование работает на встроенных агрегатах, но оптимальным вариантом мы для себя определили систему центрального холода.

- Каковы ваши требования к оборудованию дискаунтера?

- Простота дизайна и надежность оборудования в эксплуатации. В настоящее время с нами работают примерно 60-70 поставщиков. Один из основных - компания “Русский Проект”, у которой мы приобретали, например, весы, овощные горки, покупательские корзины и др. Металлические стеллажи заказываем у петербургских производителей.

Магазины сети оснащены кассовыми аппаратами “Ока-2000”. Все они полностью автоматизированы. Причем программное обеспечение является ноу-хау компании - это собственные разработки дирекции по автоматизации. Аналогичным образом специалисты компании ведут работу над антикражевыми системами.

- Товар “Пятерочке” поставляют около 200 компаний, - говорит Сергей ЛЕПКОВИЧ, директор по эксплуатации, - причем 90% из них - отечественные. К слову сказать, российский покупатель очень патриотичен. Что касается требований к поставщикам, то основное - качество товара. Также оценивается возможность поставлять товар по минимальным ценам для данного качества.

- Как строится ценовая политика “Пятерочки”?

- Так как нашим основным конкурентом являются оптовые рынки, мы ориентируемся на их цены. По ряду социально значимых позиций - кофе, чай, растительное масло - у нас цены даже на 2% ниже. Средняя же наценка в наших магазинах составляет 12%.

- Чем “Пятерочка” отличается от классического западного дискаунтера?

- Прежде всего, ассортиментом. У нас это почти 1200 наименований, в то время как на Западе обычно 700-1000. Кроме того, шире представлены свежие продукты. Мы учитываем, что, если в Германии жители отовариваются раз в две недели, то наши покупатели приходят за покупками каждый день.

Особое внимание руководство сети уделяет методике отбора персонала. 15 человек в торговом зале дискаунтера справляются с работой, которая в универсаме с сопоставимой площадью ложится на плечи 80 сотрудников. Схема отбора довольно жесткая: из 100 соискателей на должность кассира обычно проходят не более 10 человек. Причем кандидатам приходится не только демонстрировать навыки работы на компьютерном кассовом аппарате, но и коммуникативные способности, устойчивость к стрессам, умение общаться с клиентами. Отобранные кандидаты проходят 3-5-дневное обучение на базе одного из подразделений компании, и если их знания оцениваются на 4 или 5 баллов, они допускаются к стажировке.

По мнению руководства “Пятерочки”, именно сейчас на российском рынке сложились все предпосылки для создания наиболее эффективной дискаунтной сети в мире: сочетание таких факторов, как низкая стоимость рабочей силы, высокая доля продуктов повседневного спроса в потребительской корзине и относительно высокий уровень цен на продукты питания. Аналитики же полагают, что если развитие отечественных дискаунтеров будет продолжаться сегодняшними темпами, вполне реально станет создать конкурентоспособную отечественную структуру на базе нескольких российских операторов в случае активного выхода на отечественный рынок западных сетей.

Юлия Яковлева


Свежий номер журнала "Торговое оборудование. Лучший Выбор"

Подписка Архив

© Журнал "Торговое оборудование" 2000

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора


Яндекс цитирования